Употребление табака является одной из самых значительных угроз для здоровья, когда-либо возникавших в мире. Оно ежегодно приводит почти к 6 миллионам случаев смерти, из которых более 5 миллионов случаев происходит среди потребителей и бывших потребителей табака, и более 600 000 — среди некурящих людей, подвергающихся воздействию вторичного табачного дыма. Каждые 6 секунд из-за табака умирает примерно один человек, то есть происходит каждый десятый случай смерти среди взрослых людей. До половины нынешних потребителей табака в конечном итоге умрет от какой-либо связанной с табаком болезни.
Почти 80% из более чем одного миллиарда курильщиков в мире живет в странах с низким и средним уровнем дохода, на которые приходится самое тяжелое бремя связанных с табаком болезней и смертности.
Потребители табака, умирая преждевременно, лишают свои семьи дохода, повышают стоимость медицинской помощи и препятствуют экономическому развитию.
В некоторых странах дети из бедных семей часто работают на табачных плантациях для того, чтобы обеспечивать доход для семьи. Эти дети особенно уязвимы к "болезни зеленого табака", вызываемой никотином, который впитывается через кожу при обработке влажных табачных листьев.
В связи с тем, что с момента, когда люди начинают употреблять табак, до возникновения нарушений здоровья проходит несколько лет, эпидемия заболеваний и смерти, связанных с табаком, только начала набирать силу.
Благодаря надлежащему мониторингу можно отслеживать размеры и характер употребления табака и определять наилучшие способы адаптации политики. Только каждая четвертая страна, где проживает более трети населения мира, ведет мониторинг употребления табака путем проведения национальных репрезентативных опросов среди молодежи и взрослых людей, по меньшей мере, каждые 5 лет.
Вторичный табачный дым — это дым, заполняющий рестораны, офисы или другие закрытые помещения, где люди сжигают такие табачные изделия, как сигареты, биди и кальяны. В табачном дыме присутствует более 4000 химических веществ, из которых, по меньшей мере, 250 известны как вредные, а более 50 как канцерогены. Безопасного уровня воздействия вторичного табачного дыма не существует.
Более одного миллиарда человек, или 16% населения мира, защищено всесторонними национальными законами по обеспечению среды, свободной от табачного дыма.
Исследования показывают, что немногие люди понимают конкретные опасности для здоровья, связанные с употреблением табака. Так, например, обследование, проведенное в 2009 году в Чили, показало, что лишь 38% курильщиков знают о том, что курение приводит к развитию ишемической болезни сердца, и лишь 27% знают о том, что оно вызывает инсульт.
Большинство курильщиков, осведомленных об опасностях табака, хочет бросить курить. Консультирование и медикаменты могут более чем удвоить вероятность того, что попытки курильщика бросить курить увенчаются успехом.
Национальные комплексные медицинские службы, оказывающие помощь людям, пытающимся бросить курить, с полным или частичным покрытием расходов доступны лишь в 21 стране, где проживает 15% населения мира. В одной четверти стран с низким уровнем дохода вообще нет служб, оказывающих содействие прекращению употребления табака.
Сильнодействующая антитабачная реклама и графические предупреждения на упаковках, особенно предупреждения, содержащие рисунки, способствуют уменьшению числа начинающих курить детей и росту числа курильщиков, отказывающихся от этой привычки.
Графические предупреждения могут убедить курильщиков в необходимости защищать здоровье некурящих путем сокращения курения в доме и отказа от курения в присутствии детей. Исследования, проведенные после введения практики нанесения графических предупреждений на упаковки в Бразилии, Канаде, Сингапуре и Таиланде, последовательно свидетельствуют о том, что графические предупреждения значительно повышают осведомленность людей в отношении вредных последствий употребления табака.
Лишь 30 стран, где проживает 14% населения мира, следуют наилучшим практическим методикам в отношении нанесения графических предупреждений, включающих предупреждения на местном языке и занимающих, в среднем, по меньшей мере, половину передней и задней сторон сигаретных пачек. Большинство этих стран — страны с низким и средним уровнем дохода.
Кампании в СМИ могут также способствовать уменьшению потребления табака путем оказания воздействия на людей с целью защиты некурящих людей и убеждения молодых людей в необходимости отказаться от употребления табака.
Более половины населения мира проживает в 37 странах, где на протяжении 2 последних лет была проведена, по меньшей мере, одна мощная антитабачная кампания в средствах массовой информации.
Запрет рекламы, стимулирования продажи и спонсорства табака может уменьшить потребление табака.
Налоги на табачные изделия являются самым эффективным способом сокращения употребления табака, особенного среди молодых людей и неимущих слоев населения. Повышение налогов, вызывающее рост цен на табачные изделия на 10%, приводит к уменьшению потребления примерно на 4% в странах с высоким уровнем доходов и до 5% в странах с низким и средним уровнями доходов.
Несмотря на это, высокие налоги на табак являются редко используемой мерой. Лишь в 32 странах, где проживает менее 8% населения мира, налоги на табак превышают 75% от розничной цены. По существующим данным, доходы от налогов на табак, в среднем, в 175 раз превышают расходы на борьбу против табака.
Незаконная торговля табачными изделиями вызывает серьезные опасения в области здравоохранения, экономического развития и безопасности во всем мире. По оценкам, каждая десятая сигарета или табачное изделие, потребляемые в глобальных масштабах, являются незаконными. Незаконный рынок поддерживают разные участники — от мелких торговцев до организованных криминальных сетей, занимающихся незаконной торговлей оружием и людьми.
Ликвидация незаконной торговли табаком приведет к снижению уровней потребления табака путем ограничения наличия дешевой, нерегулируемой альтернативной продукции и повышения общих цен на табак. Важно то, что это приведет к сокращению преждевременной смертности в результате употребления табака и повышению налоговых поступлений для правительств. Ликвидация незаконной торговли табачными изделиями, являющаяся одним из приоритетов для здравоохранения, возможна. Но для этого необходимо улучшить национальные и субнациональные системы взимания налогов и расширить международное сотрудничество, например, ратифицировать и осуществлять Протокол о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями, самостоятельный международный договор, согласованный сторонами Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ ВОЗ).
И хотя публично табачная промышленность выступает за поддержку действий, направленных против незаконной торговли, «за кулисами» она ведет себя совсем иначе. Документы табачной промышленности для внутреннего пользования, обнародованные в ходе судебных разбирательств, продемонстрировали, что табачная промышленность активно содействует незаконной торговле в глобальных масштабах. Она также препятствует принятию мер по борьбе против табака, таких как повышение налогов и использование графических предупреждений о вреде для здоровья, заведомо ложно утверждая, что это активизирует незаконную торговлю.
ВОЗ привержена делу борьбы против табака во всем мире. РКБТ ВОЗ вступила в силу в феврале 2005 года. С тех пор она стала одним из самых широко признанных договоров в истории Организации Объединенных Наций, охватывающим 180 Сторон, где проживают 90% населения мира. Рамочная конвенция ВОЗ является важнейшим инструментом ВОЗ для борьбы против табака и важной вехой на пути к укреплению здоровья людей.
Этот основанный на фактических данных договор подтверждает право людей на самый высокий уровень здоровья, обеспечивает юридические основы для международного сотрудничества в области здравоохранения и устанавливает высокие стандарты для соблюдения этого договора.
В 2008 году ВОЗ ввела комплекс практических и не требующих больших затрат мер для расширения масштабов осуществления положений Рамочной конвенции ВОЗ на местах. Эти наиболее эффективные и выгодные меры по сокращению употребления табака известны как комплекс мер MPOWER. Каждая мера MPOWER соответствует, по меньшей мере, одному положению Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака.
6 мерами MPOWER являются следующие:
Протокол РКБТ ВОЗ о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями требует принятия широкого ряда мер относительно цепи поставок табачных изделий, включая лицензирование импорта, экспорта и производства табачных изделий; создание систем прослеживания и отслеживания и наложение штрафных санкций на структуры, ответственные за незаконную торговлю. Протокол также возводит в ряд противозаконных действий незаконную торговлю и трансграничную контрабанду.