Пресс-центр
7 АПРЕЛЯ – ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ БЕДЫ?
В обществе для подрастающего поколения много рисков. Среди них употребление несовершеннолетними психоактивных веществ (алкоголь, наркотики, летучие растворители, средства для сна и др.). Как избежать прихода этой проблемы в вашу семью, в жизнь вашего ребенка? Что делать, если все-таки, ваши сын или дочь совершили опрометчивые шаги? Надеемся, что статья заведующего психоневрологическим диспансером ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России Прохоровой Юлии Александровны поможет вам оградить ребенка от беды или помочь ему сойти со сколькой дорожки.
Специалисты выделяют три основные причины, по которым несовершеннолетние употребляют психоактивные вещества: внушаемость, любопытство, стресс.
Подросток постоянно находится в напряжении (стрессе). У него наблюдаются поведенческие реакции – это кризис взросления, поиск авторитетов, усвоение взрослого стиля поведения, вольное или невольное подражание кому-либо. Подросток перегружен проблемами и спрашивает себя: « Что я собой представляю. Зачем я? Как ко мне относятся родители, друзья, педагоги? Как мне себя вести? Кем быть? Какая у меня цель в жизни? Как справиться со своими эмоциями? Как решить свои проблемы?». Поведенческие реакции могут быть основой неправильного поведения, что мешает подросткам адаптироваться в жизни, а как следствие может привести к употреблению психоактивных веществ. Это требует от родителей особого внимания к подросткам.
Любовь и жизненная мудрость родителей помогут ребенку противостоять наркотикам. Предлагаю вам несколько советов, которые не будут лишними:
- чаще обнимайте, целуйте ребенка, хвалите его (именно в подростковом периоде дети нуждаются в поддержке взрослых и внимательном отношении к ним);
- взгляд, мимика, жесты, правильный тон речи должны подтверждать вашу искреннюю любовь и заинтересованность по отношению к вашему ребенку (это могут быть: ваша улыбка, одобряющее похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к детской руке);
- хотя бы раз в неделю проводите время вместе со всеми членами семьи (подумайте и договоритесь о том, чем вы хотели бы заниматься все вместе (дача, ремонт, спорт и т.д.)).
Важно правильно контактировать с ребенком. Рекомендуются следующие формы:
- каждый день спрашивайте ребенка: «Как дела? Что было в школе? В чем тебе помочь?» (сделайте такие разговоры привычкой);
- всегда слушайте ребенка заинтересованно и искренне (пусть он поймет, что вы цените его взгляды, мнение, позицию), уважайте его чувства; в разговоре с ребенком используйте такие одобрительные фразы: « Вот это да!», «Какой ты молодец!»;
- для серьезного разговора подбирайте подходящее место и время, учитывая настроение ребенка (при этом заранее обдумайте тему разговора);
- не отталкивайте ребенка, если он сам проявляет инициативу или нуждается в разговоре с вами;
- считайтесь с мнением ребенка (ваши позиции не всегда могут совпадать, умейте убедить ребенка, если он не прав);
- говорите с ребенком обо всем, но откровенно;
- требуйте беспрекословного подчинения, когда речь идет о безопасности ребенка;
- относитесь с уважением к сохранению своего здоровья и сами ведите здоровый образ жизни;
- меняйте правила по мере роста и взросления ребенка;
- порядок и дисциплина в семье возникают на почве взаимного уважения и понимания (исключите приказную форму общения).
Как разговаривать с ребенком по предупреждению знакомства с наркотиками? Исходя из ситуации, существует несколько вариантов общения.
Если ребенок ничего не знает о наркотиках («чистый лист») нужно подготовить сына или дочь, донести до него информацию о вреде наркотиков на конкретных примерах. Предупредить о «ловушках» и провокациях наркодельцов и критическом отношении к экспериментам с наркотиками. Необходимо научить ребенка говорить наркотикам: «НЕТ!».
Ситуация №2: при попытке экспериментировать с наркотиками.
Как правило, если ребенок только начал экспериментировать с наркотиком, бывает достаточно одной беседы. Ни в коем случае нельзя использовать тактику запугивания, пытаться силой заставить ребенка изменить свои взгляды. Так вы получите только скрытность и недоверие. После этой беседы не выпускайте ребенка из поля своего зрения! Усильте контроль за его поведением. Улучшите контакт с ребенком, убедите, остановите ребенка. Постарайтесь понять недостатки личности ребенка и работайте над ними совместно.
Ситуация №3: ребёнок продолжает употреблять наркотики.
Если ваша беседа не произвела должного результата, и он продолжает употреблять наркотики, скорее всего, ситуация намного серьезнее. Не исключено, что экспериментальный период закончился и ваш ребенок уже болен. В этой ситуации вы должны проявлять хладнокровие, последовательность и жесткость. Бейте тревогу! Должен быть строжайший контроль его контактов со сверстниками: в школе, дома, во дворе, по телефону. Что принес? Что говорит? Скорее всего, необходима медицинская помощь, консультация специалистов: подросткового нарколога, психолога, психотерапевта. Обратиться можно в наркологическую поликлинику наркологического диспансера клинической больницы по адресу: г. Димитровград, ул. III Интернационала, 99 или по телефонам: 6-41-96, 6-41-75. Кроме того, можно задать вопрос в группе «Школа отказа от курения, алкоголя и наркотиков» ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/club162616365
Будьте здоровы!