+7 (8202) 57-89-85
Вступить в Ассоциацию

Детей заворожила индустрия смерти. «Китовые» группы в социальных сетях подталкивают школьников к самоубийству

10 октября 2016

Три основные причины, по которым подросток может решиться на самоубийство: не разделенная любовь, конфликты с родителями или сверстниками и страх перед будущим. В Интернете есть группы смерти, которые дают инструкции по самоубийству для детей от 3 до 8 лет! 

Подросток поругался с родителями или обиделся на учителя, страдает от насмешек сверстников или не­ разделенной любви. А родители, закрутившись между работой и домом (ведь и самим надо часок-другой вечером в Интер­нете посидеть!), упустили тот момент, когда ребенок обратил­ся за помощью: отмахнулись, не придали значения, попросту не услышали. В поисках понима­ния, утешения, совета подросток бродит по сайтам Интернета. И может наткнуться на такие сооб­щества, где его плавно подведут к мысли: единственно верное и даже красивое решение — уйти из жизни. В виртуальном мире школьник ведет отсчет дней до самоубийства. И решается на этот шаг в мире реальном.

«НЯ. ПОКА». По оценке специали­стов, первая волна подростково­го суицида захлестнула Россию несколько лет назад. Сейчас нас накрывает второй волной. И разница между ними есть. Современный образ подростка, который решил оставить не по­нимающий его мир, романтизи­руется. Юные самоубийцы для некоторых сверстников стано­вятся (!) героями — в это сложно поверить, но это действительно так. В ноябре прошлого года в Уссурийске 16-летняя девушка бросилась под поезд. По одной из версий, по причине неразделен­ной любви. Что сделала девуш­ка в последние минуты своей жизни? Селфи на фоне прибли­жающегося поезда. Она успела отправить объекту своей любви сообщение, своеобразное проща­ние: «Ня. Пока». Эта фраза стала интернет мемом. При жизни у девушки в друзьях в социальной сети было 200 человек. После ее гибели добавились 200 тысяч! И эти подростки всерьез восхи­щались «героиней», решившей уйти из жизни. То, как нелепо оборвалась ее жизнь, какую тра­гедию пережила мать, никто из них в расчет не брал.

   — При расследовании обсто­ятельств нескольких подростко­вых суицидов удалось устано­вить, что посыл к самоубийству шел из Интернета, — рассказы­вает заведующий детским отде­лением Вологодского областного психоневрологического диспан­сера № 1, руководитель проекта «Защита» Юрий Афанасьев.

— В открытом доступе имелась подробная информация о том, как совершить самоубийство, обвинить в этом родителей/ педагогов, подобрать партнера по суициду и пр. Государство попыталось взять ситуацию под контроль. Роскомнадзором были закрыты около десяти тысяч групп, которые пропагандировали самоубийства. Но полностью они не исчезли, просто их созда­тели стали более осторожны. До­ступ в такие законспирирован­ные сообщества ограничен, но не закрыт. Неизменной осталась и главная их задача — подтол­кнуть пользователя, а чаще всего это именно дети и подростки, к самоубийству.

Руководитель проекта «Защита» (г. Череповец), врач – психиатр Юрий Афанасьев: «Вся индустрия смерти, которая развивается в социальных сетях, давит на болевые точки подростков».

ВСТРЕТИТЬСЯ С ФЕЕЙ. В современ­ном обществе создается культ самоубийств, мода на эти страш­ные вещи. Этому способствует в том числе и киноиндустрия — вампирские саги, сериалы о потусторонней жизни, матери­алы мистического характера. В упомянутых нами «группах смерти» умело подобран кон­тент, с помощью которого можно воздействовать на неокреп­шую подростковую психику: музыка, видео, демотиваторы, символы. Эти группы получили название китовых, поскольку в них используется образ кита, который выбрасывается на берег и погибает. Популярен также образ бабочки, живущей один день. Поначалу подростки про­сто рисуют кита или бабочку в школьных тетрадях, но из этих безобидных начертаний может вырасти идея самоубийства.

 — Чудовищно то, что в соци­альных сетях были обнаружены «группы смерти», нацеленные на аудиторию от 3 до 8 лет, —шоки­рует меня информацией Юрий Валентинович. — К примеру, использовался образ любимого детьми мультяшного персона­жа — феи Винкс. Ребенок мог свободно прочитать инструкцию о том, как встретиться с огнен­ной феей. Для этого нужно было пойти на кухню, включить газ и лечь спать... Создатели подростко­вых «групп смерти» придумали своеобразный извращенный механизм популяризации идеи суицида. Они заводили аккаунт якобы реального подростка. И в какой-то момент там появлялась информация о назначении дня самоубийства и начинался об­ратный отсчет дней до часа икс. После этого страница пользовате­ля исчезала или авторы переста­вали ее посещать. Это реальная индустрия смерти, хорошо налаженный бизнес, ведь не секрет, что сейчас заработать можно и в Интернете, и заработок зависит от количества участников сооб­щества, их активности, регуляр­ного обновления информации в группе и так далее.

В ПЕТЛЮ ЗА ТОВАРИЩЕМ. Если вы, уважаемые читатели, думаете, что вся эта информация касается только крупных городов и далека от нас, то ошибаетесь. Проблема подросткового суицида актуаль­на и для нашего региона. Пример тому — двойное самоубийство в деревне одного из районов области. Подросток, страдая от безответной любви, покончил с жизнью. Сверстники затра­вили его приятеля, беря того на «слабо»: дескать, тебе не повто­рить поступок друга. И паренек повесился вслед за товарищем...

В Череповце социальный педагог заметила у школьницы порезы на запястье, причем настолько глубокие, что стало понятно: намерения у девушки самые серьезные. С ней поработали спе­циалисты, выяснили психологи­ческие причины, по которым она пыталась уйти из жизни. Сейчас школьница осознала, что стояла на краю пропасти, смогла вер­нуться к нормальной жизни.

- Есть три основные причи­ны, которые могут подтолкнуть подростка к импульсивному шагу совершить самоубийство: неразделенная любовь, конфлик­ты с родителями или сверстни­ками и страх/неопределенность перед будущим, — перечисляет Юрий Афанасьев. — Именно на эти болевые точки и давят «груп­пы смерти».

Практика показывает, что чаще всего подросток пытается поделиться тем, что его трево­жит, с родителями. Но остается неуслышанным. Важнейшая задача взрослых, каким бы на­сыщенным ни был ритм их жиз­ни, не пропустить этот момент, уловить перемены в эмоцио­нальном фоне ребенка.

- Если мы при работе с подростками создаем фон для вывода его из депрессивного состояния, двигаясь по несколь­ким направлениям: отвлечение, беседы с психологом, семейная терапия, то эти группы пред­лагают один-единственный выход — смерть, —говорит Юрий Валентинович. — Поэтому моя рекомендация родителям: внимательно отслеживайте интернет-контент, который при­влекает вашего сына или дочь. И старайтесь разговаривать с ребенком, не отгораживайтесь от него, поймите, что его трево­жит, чтобы вместе искать пути решения проблемы. 

 ЗАЩИТИТЬ ОТ ЗАВИСИМОСТИ. Второй год подряд при поддержке правительства Вологодской области в регионе реализуется проект «Защита», направленный на первичную профилак­тику не химических видов зависимости (НХЗ), прежде всего компьютерной зави­симости. «С нами активно работает уполномоченный по правам ребенка Ольга Смирнова. Мы объехали 21 район области, где вы­ступали с лекциями, демон­стрировали видео презентации, раздавали памятки, отвечали на вопросы, ока­зывали консультационную помощь», — рассказывает Юрий Афанасьев. Сейчас в Череповце создана рабочая межведомственная группа по профилактике НХЗ при муниципальной программе «Здоровый Череповец».

Автор: Марина Алексеева